Новости

Артуру Чилингарову исполняется 80 лет

Сегодня исполняется 80 лет президенту Ассоциация полярников, члену Попечительского совета Arctic World Club Артуру Чилингарову. Его поздравляет председатель совета директоров «Арктикморгео» Сергей Егоров...

Ученые оценят последствия таяния мерзлоты в морях Арктики

Маршрут экспедиции будет пролегать через акватории Карского моря, моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Порядка 80 ученых из России, Китая и Швеции в сентябре отправятся в экспедицию, чтобы оценить экологические и биохимические последствия таяния подводной мерзлоты в морях Восточной Арктики и по трассе Северного Морского пути (СМП), сообщила в пятницу пресс-служба Томского политехнического университета (ТПУ).

самоподъёмная платформа, самоподъемная платформа, морская платформа, самоподъемная модульная платформа, самоподъемная модульная площадка, СМП, СМП-03, Федор Ушаков, плавучая буровая установка, самоподъемные платформы, буровые установки для геологических изысканий, самоподъемные, платформа для нефтегазового шельфа, платформа морская самоподъемная, самоподъемные многофункциональные платформы, буровая платформа, буровая в море

Самоподъемные плавучие установки

 

самоподъёмная модульная платформа СМП-03   самоподъёмная модульная платформа СМП-03

 

Впервые идея подъема плавучего корпуса по опорам с помощью специального меха­низма была предложена свыше 140 лет тому назад (!!!), в 1870 г., а первая самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) - «Де Лонг Макдермотт» - была построена в 1953 г в США.

 

Все основные элементы СПБУ можно разделить на функциональные и конструк­тивные. Первые обеспечивают в основном бурение скважин и жизнеде­ятельность экипажа, а вторые - судостроительные и гидротехнические.  Основные качества СПБУ - плавучесть, остойчивость, устойчивость, прочность, в том числе с оборудованием.

 

Системы/устройства общего назначения на СПБУ, как правило, соответству­ют используемым на обычных судах.

 

Существует четыре основных состояния СПБУ в процессе эксплуатации.

 

Когда установка находится в плавучем положении, она, разумеет­ся, подчиняется закону Архимеда и ее водоизмещение полностью равно вытал­кивающей силе погруженной в воду части корпуса.

 

При задавливании опор  корпус СПБУ постепенно начинает под­ниматься по ним из воды, уменьшая тем самым силу плавучести, и вес корпуса становится больше силы плавучести.

 

После того как корпус полностью поднимается над водой, сила плавучести прак­тически исчезает (она будет равна только небольшому объему погруженных в воду частей опор) и СПБУ на время бурения превращается в стационарное сооружение.

 

При снятии СПБУ с точки бурения скважины, особенно после длительной стоянки, когда опоры могут сильно «залипнуть», корпус под действи­ем спуско-подъемного механизма (СПМ) опускается в воду, иногда на значитель­ную глубину, чтобы за счет увеличенной силы плавучести извлечь опоры из грунта. Естественно, глубина погружения будет ограничиваться высотой корпуса, но при этом, в силу кратковременности операции, допускается практически полное его по­гружение в воду.

 

Отметим, что если опоры не извлекаются в положении, когда корпус пол­ностью ушел в воду, то необходимо включать систему размыва грунта, иначе СПБУ не сможет сняться с точки. Отсюда со всей очевидностью вытекает объективная важ­ность такой системы, поэтому перед выходом в море в обязательном порядке должна проверяться ее работоспособность: зачастую система может длительное время не ис­пользоваться, если СПБУ работает на относительно хороших грунтах. Как часто бывает в таких случаях, наступает некоторая успокоенность, которая, однако, может приве­сти к крайне нежелательным последствиям. Представим себе ситуацию, когда СПБУ не может сняться с точки и получает штормовое предупреждение. В этом случае не остается ничего другого, как, предварительно задавившись, снова поднимать корпус по опорам, пережидать шторм.

 

Основные классификационные признаки СПБУ можно связать со следующими фак­торами:

 

  • внешние условия;
  • функциональное назначение СПБУ;
  • конструктивные особенности СПБУ.

 

Глубина бурения зависит от геологических особенностей региона и оказывает ре­шающее влияние на выбор параметров бурового оборудования.

 

Глубина моря оказывает решающее влияние на характеристики опорно-погружного устройства, самого ответ­ственного и сложного конструктивного элемента СПБУ. Это влияние проявляется как в простом удлинении опор, так и в их прочностных свойствах, поскольку с увеличе­нием глубины моря ощутимо увеличиваются изгибающие моменты, действующие на опоры, и, следовательно, толщины и размеры их поперечного сечения. Также увеличи­вается опрокидывающий момент, действующий на СПБУ в целом, что влияет на выбор расстояния между опорами.

 

Глубина бурения скважин (протяженность по стволу), как отмечалось, являет­ся важнейшей характеристикой СПБУ, поскольку от нее напрямую зависят со­став и характеристики бурового оборудования.

 

Глубина моря также является одним из важнейших факторов, по­скольку оказывает существенное влияние на размеры опор и характеристики спуско-подъемного механизма и бурового оборудования.

 

Исследовательские задачи и технологически возможности платформы:

 

  • производство различной степени сложности строительных гидротехнических работ по созданию морских объектов, по прокладке коммуникаций и трубопроводов;
  • инженерные изыскания для прокладки коммуникаций и трубопроводов;
  • исследование площадок для постановки буровых платформ;
  • разведка месторождений песков и россыпных месторождений;
  • инженерные изыскания под промышленные гидротехнические сооружения;
  • отбор проб для стационарных лабораторных исследований;
  • опробование разреза при геоэкологическом мониторинге.

 

Работы производятся многофункциональным комплексом в составе: самоподъёмной модульной платформы СПМ-03, оснащенной универсальной буровой установкой МБУ-5 российского производства и шведской зондирующей установкой «Geotech 605D», обеспечивающей зондирование по методу CPT. Для выполнения гидротехнических работ применяется различная строительная техника иностранных производителей.

 

Буксировка платформы и сопровождение работ осуществляется морским буксиром. Передвижение СМП-03 в районе производства работ осуществляется самостоятельно с помощью двухвинтовой винторулевой колонки фирмы Speedy Marine и папильонажного устройства, состоящего из четырёх папильонажных лебёдок с якорями Холла, канатоёмкость папильонажных лебёдок - 145 метров.

 

Проекты морских геологоразведочных и строительных работ:

 

  • месторождения полезных ископаемых и строительных материалов;
  • участки строительства морских эксплуатационных буровых платформ;
  • площадки постановки поисково-разведочных буровых платформ различных типов;
  • участки строительства морских терминалов, причальных и портовых сооружений;
  • участки прокладки подводных трубопроводов и кабелей;
  • участки намыва территорий;
  • участки проведения дноуглубительных работ;
  • промышленное и гражданское строительство на прибрежной территории.

 

Результаты инженерных изысканий передаются Заказчику в виде технического отчёта, оформленного в соответствии с требованиями нормативных документов и государственных стандартов по инженерным изысканиям для строительства.

 

Самоподъёмная платформа рассчитана для базирования над волной на глубинах моря от 1,7 до 20 метров и снабжена двухвинтовой винторулевой колонкой мощностью 275 л.с., обеспечивающей движение в пределах объекта со скоростью до 5 узлов, а также необходимым набором технологических средств, жилых (14 чел.) и вспомогательных помещений.

 

  • На судне смонтирован палубный кран, грузоподъёмность которого составляет 20 тонн на вылете стрелы 20 метров.
  • Полное водоизмещение платформы:  763,32 т
  • Осадка:  1,61 м
  • Общая высота опор:         30 м
  • Габариты платформы:  31,6 х 20,94 м
  • Высота понтона:  2,4 м
  • Грузоподъёмность платформы:  250 т
  • На платформе имеется 4 буровых колодца (отверстия) диаметром 400 мм.

 

Возможно изменение конфигурации платформы для буксирования по каналам шириной 17,5 м. Возможна разборка платформы (14 рабочих дней) с целью ее передислокации наземным транспортом.

 

самоподъёмная модульная платформа СМП-03

 

На самоподъёмной платформе размещена следующая строительная и инженерно- изыскательская техника:

 

  • палубный кран грузоподъёмностью 20 т на любом вылете стрелы;
  • зондирующая установка Geotech 605D (Швеция);
  • набортная инженерно-геологическая лаборатория «АСИС»;
  • средства пробоотбора.

 

Для производства гидротехнических работ возможно следующее дооснащение платформы:

 

  • установка крана грузоподъёмностью 90 т, способного работать с вибропогружателем, гидромолотом и электрическим грейфером;
  • установка экскаватора, способного выполнять дноуглубительные работы;
  • платформа, также, способна принять на себя сварочное оборудование и разместить водолазный комплекс.

 

 

Назад к описанию самоподъёмной платформы