Новости
Сообщаем об изменении почтового адреса компании: 119049, г. Москва, а/я 29.
Отзывы и благодарности за работу в 2017 году
Самоподъемные плавучие установки
![]() |
![]() |
Впервые идея подъема плавучего корпуса по опорам с помощью специального механизма была предложена свыше 140 лет тому назад (!!!), в 1870 г., а первая самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) - «Де Лонг Макдермотт» - была построена в 1953 г в США.
Все основные элементы СПБУ можно разделить на функциональные и конструктивные. Первые обеспечивают в основном бурение скважин и жизнедеятельность экипажа, а вторые - судостроительные и гидротехнические. Основные качества СПБУ - плавучесть, остойчивость, устойчивость, прочность, в том числе с оборудованием.
Системы/устройства общего назначения на СПБУ, как правило, соответствуют используемым на обычных судах.
Существует четыре основных состояния СПБУ в процессе эксплуатации.
Когда установка находится в плавучем положении, она, разумеется, подчиняется закону Архимеда и ее водоизмещение полностью равно выталкивающей силе погруженной в воду части корпуса.
При задавливании опор корпус СПБУ постепенно начинает подниматься по ним из воды, уменьшая тем самым силу плавучести, и вес корпуса становится больше силы плавучести.
После того как корпус полностью поднимается над водой, сила плавучести практически исчезает (она будет равна только небольшому объему погруженных в воду частей опор) и СПБУ на время бурения превращается в стационарное сооружение.
При снятии СПБУ с точки бурения скважины, особенно после длительной стоянки, когда опоры могут сильно «залипнуть», корпус под действием спуско-подъемного механизма (СПМ) опускается в воду, иногда на значительную глубину, чтобы за счет увеличенной силы плавучести извлечь опоры из грунта. Естественно, глубина погружения будет ограничиваться высотой корпуса, но при этом, в силу кратковременности операции, допускается практически полное его погружение в воду.
Отметим, что если опоры не извлекаются в положении, когда корпус полностью ушел в воду, то необходимо включать систему размыва грунта, иначе СПБУ не сможет сняться с точки. Отсюда со всей очевидностью вытекает объективная важность такой системы, поэтому перед выходом в море в обязательном порядке должна проверяться ее работоспособность: зачастую система может длительное время не использоваться, если СПБУ работает на относительно хороших грунтах. Как часто бывает в таких случаях, наступает некоторая успокоенность, которая, однако, может привести к крайне нежелательным последствиям. Представим себе ситуацию, когда СПБУ не может сняться с точки и получает штормовое предупреждение. В этом случае не остается ничего другого, как, предварительно задавившись, снова поднимать корпус по опорам, пережидать шторм.
Основные классификационные признаки СПБУ можно связать со следующими факторами:
- внешние условия;
- функциональное назначение СПБУ;
- конструктивные особенности СПБУ.
Глубина бурения зависит от геологических особенностей региона и оказывает решающее влияние на выбор параметров бурового оборудования.
Глубина моря оказывает решающее влияние на характеристики опорно-погружного устройства, самого ответственного и сложного конструктивного элемента СПБУ. Это влияние проявляется как в простом удлинении опор, так и в их прочностных свойствах, поскольку с увеличением глубины моря ощутимо увеличиваются изгибающие моменты, действующие на опоры, и, следовательно, толщины и размеры их поперечного сечения. Также увеличивается опрокидывающий момент, действующий на СПБУ в целом, что влияет на выбор расстояния между опорами.
Глубина бурения скважин (протяженность по стволу), как отмечалось, является важнейшей характеристикой СПБУ, поскольку от нее напрямую зависят состав и характеристики бурового оборудования.
Глубина моря также является одним из важнейших факторов, поскольку оказывает существенное влияние на размеры опор и характеристики спуско-подъемного механизма и бурового оборудования.
Исследовательские задачи и технологически возможности платформы:
- производство различной степени сложности строительных гидротехнических работ по созданию морских объектов, по прокладке коммуникаций и трубопроводов;
- инженерные изыскания для прокладки коммуникаций и трубопроводов;
- исследование площадок для постановки буровых платформ;
- разведка месторождений песков и россыпных месторождений;
- инженерные изыскания под промышленные гидротехнические сооружения;
- отбор проб для стационарных лабораторных исследований;
- опробование разреза при геоэкологическом мониторинге.
Работы производятся многофункциональным комплексом в составе: самоподъёмной модульной платформы СПМ-03, оснащенной универсальной буровой установкой МБУ-5 российского производства и шведской зондирующей установкой «Geotech 605D», обеспечивающей зондирование по методу CPT. Для выполнения гидротехнических работ применяется различная строительная техника иностранных производителей.
Буксировка платформы и сопровождение работ осуществляется морским буксиром. Передвижение СМП-03 в районе производства работ осуществляется самостоятельно с помощью двухвинтовой винторулевой колонки фирмы Speedy Marine и папильонажного устройства, состоящего из четырёх папильонажных лебёдок с якорями Холла, канатоёмкость папильонажных лебёдок - 145 метров.
Проекты морских геологоразведочных и строительных работ:
- месторождения полезных ископаемых и строительных материалов;
- участки строительства морских эксплуатационных буровых платформ;
- площадки постановки поисково-разведочных буровых платформ различных типов;
- участки строительства морских терминалов, причальных и портовых сооружений;
- участки прокладки подводных трубопроводов и кабелей;
- участки намыва территорий;
- участки проведения дноуглубительных работ;
- промышленное и гражданское строительство на прибрежной территории.
Результаты инженерных изысканий передаются Заказчику в виде технического отчёта, оформленного в соответствии с требованиями нормативных документов и государственных стандартов по инженерным изысканиям для строительства.
Самоподъёмная платформа рассчитана для базирования над волной на глубинах моря от 1,7 до 20 метров и снабжена двухвинтовой винторулевой колонкой мощностью 275 л.с., обеспечивающей движение в пределах объекта со скоростью до 5 узлов, а также необходимым набором технологических средств, жилых (14 чел.) и вспомогательных помещений.
- На судне смонтирован палубный кран, грузоподъёмность которого составляет 20 тонн на вылете стрелы 20 метров.
- Полное водоизмещение платформы: 763,32 т
- Осадка: 1,61 м
- Общая высота опор: 30 м
- Габариты платформы: 31,6 х 20,94 м
- Высота понтона: 2,4 м
- Грузоподъёмность платформы: 250 т
- На платформе имеется 4 буровых колодца (отверстия) диаметром 400 мм.
Возможно изменение конфигурации платформы для буксирования по каналам шириной 17,5 м. Возможна разборка платформы (14 рабочих дней) с целью ее передислокации наземным транспортом.
На самоподъёмной платформе размещена следующая строительная и инженерно- изыскательская техника:
- палубный кран грузоподъёмностью 20 т на любом вылете стрелы;
- зондирующая установка Geotech 605D (Швеция);
- набортная инженерно-геологическая лаборатория «АСИС»;
- средства пробоотбора.
Для производства гидротехнических работ возможно следующее дооснащение платформы:
- установка крана грузоподъёмностью 90 т, способного работать с вибропогружателем, гидромолотом и электрическим грейфером;
- установка экскаватора, способного выполнять дноуглубительные работы;
- платформа, также, способна принять на себя сварочное оборудование и разместить водолазный комплекс.